Преамбула

Преамбула

В настоящем документе в максимально компактном виде изложена система идей, названная идеологией радикального реанимационизма. Такой концентрат необходим для быстрого ознакомления с основными постулатами идеологии, однако он не призван дать представление об идеологии во всём её объёме. За каждым положением концентрата стоят многие часы бурных обсуждений и многочисленных письменных работ участников Июньского Клуба. В дальнейшем часть этих материалов в развёрнутой публицистической форме будет предложена массовому читателю.

Любая идеология отличается от мироощущения тем, что предлагает решение глобальных проблем общества политическим путём и в обязательном порядке отвечает на три основных вопроса любой идеологи:

  • Какими дефектами общество страдает в настоящем.
  • Как должно выглядеть идеальное общество будущего, к построению которого призывает данная идеология.
  • Как от несовершенного общества настоящего перейти к совершенному обществу будущего.

Все идеологии прошлого давали собственные ответы на данные вопросы. Но поскольку история не стоит на месте и постиндустриальное общество начала XXI века совершенно не похоже на общество конца XVIII – начала XIX веков, когда создавались основные идеологии, изменившие облик мира в XX веке, то и сами эти идеологии устарели и не дают более верного ответа на указанные вопросы. Это не значит, что эти идеологии были плохи, неверны и т.п. Это лишь означает, что они из актуального состояния политических практик перешли в разряд архивных материалов, предназначенных исключительно для изучения историками и любителями старины. Именно поэтому те политические силы, которые пытаются строить свою деятельность на основе этих устаревших идеологий, не способны достигнуть заявленных целей и заставляют общество блуждать в политическом тумане.

Единственной на сегодняшний день идеологией, которая исходит из реалий информационного общества начала XXI века, является идеология радикального реанимационизма. С главными положениями этой идеологии мы предлагаем ознакомиться в нижеследующих восьми рассмотрениях.


Дефекты сегодняшнего дня

Рассмотрение первое

Рассмотрение первое

Дефекты сегодняшнего дня

Главным противоречием современной западной цивилизации является противоречие между высочайшим стандартом жизни и крайне низким качеством человека, который пользуется этим стандартом для организации своего комфортного существования. Центром внимания современного общества является филистер или т.н. «человек банальный», скрывающийся за рассуждениями о высоких материях, предпочитающий рассуждать о правах человека, но забывающий о том, что у человека есть и обязанности.

Дефектным является постулат о необходимости максимально полно удовлетворять все материальные и духовные потребности человека банального, поскольку его материальные потребности уходят в бесконечность, а духовные не идут далее приобщения к эрзацкультуре. В итоге современное западное общество превратилось в чувственное общество удовлетворения исключительно потребностей в развлечениях. Кроме того, поскольку человек банальный крайне чувствительно относится к сравнению себя с людьми великими, современное западное общество ориентировано на возвеличивание банальности и пошлости во всех её проявлениях. Банальность и серость принята за эталон жизни и мироощущения.

Наконец, рассматривая мир исключительно через призму устаревших идеологий, западное общество не видит и не хочет видеть тех цивилизационных изменений, которые ставят под вопрос само существование европейского человека.

Неверная идеологическая оценка цивилизационных вызовов приводит ко второму важному противоречию – высокие стандарты политических прав западного человека всё больше в своих интересах используют представители цивилизаций, желающих предъявить западному миру счёт за века колониального угнетения. В рамках парадигм устаревших идеологий решить этот вопрос не представляется возможным.

И главное – Россия находится в псевдоморфозе (т.е. духовной и материально-технической зависимости) от западной цивилизации. Этот псевдоморфоз начался с эпохи Петра Первого. В те времена это было скорее позитивным явлением, поскольку позволило России приобщиться к западному Знанию и западным представлениям об элитном человеке. Однако сегодня псевдоморфоз способствует тому, что торжество человека банального в России идёт куда более высокими темпами, чем в традиционных западных странах, где общие процессы деградации населения в некотором роде сдерживаются наличием старых элитных классов (вернее тем, что от них осталось). В итоге современная Россия, привычно копируя западную техносферу, копирует также и курс на банальность. Причём в России это явление усиливается и доводится до полного абсурда за счёт традиционной борьбы т.н. «западников и почвенников». В итоге мы получаем претензию человека уже даже не банального, а дегенеративного на использование всех самых высших стандартов западной цивилизации при одновременном отказе давать обществу адекватный продукт.

Одним из следствий этих процессов стали настроения ностальгии, разлитые в российском обществе. Разные группы выбирают для себя разные периоды для ностальгии, но общим является отношение к прошлому, как к чему-то абсолютно хорошему, куда хочется вернуться из неприятного настоящего. Тем самым общество погружается в старческий маразм, действенной политической жизни предпочитая воспоминания об ушедшем «золотом веке», вне зависимости от того, кто и как понимает этот «золотой век».

Государство утратило смыслы и главным вопросом, от верного решения которого зависит будущее России, является вопрос не о качестве жизни, а вопрос о качестве человека. Строго говоря, идеологией вообще можно считать только такую систему взглядов, которая имеет своей целью формирование определенного типа человека. Наблюдаемая на практике смерть идеологий как раз и имеет причиной «антропологическое забытие».

Вот в этом забытом и заключается шанс русского народа на достойное историческое будущее. Чисто биологической, количественной конкуренции русский народ не выдержит, необходимо переходить к качественной.

Политическая система, само устройство России как государства, вся общественная жизнь должны быть подчинены одной цели - созданию условий для формирования в как можно большем числе, предпочтительного существования и абсолютного доминирования типа людей, качественно превосходящего окружающий фон.


Высший человек

Рассмотрение второе


Рассмотрение второе

Высший человек

Какие черты должны формировать тот тип личности, доминирование которого окажется спасительным и для нации, и для государства?

Деятельность животного возможна лишь по отношению к жизненной биологической потребности, всегда оставаясь в пределах инстинктивных, биологических отношений к природе.

Человек же может ставить некоторые, в том числе абстрактные ценности выше своих непосредственных биологических потребностей.

Сознание – это то, что характеризует человека как такового. Соответственно, весь политический моделизм должен происходить в этой сфере.

Основным качеством человека элиты должна быть способность воспринимать общественные процессы как свои личные переживания, идентифицировать себя с человечеством или значительной его частью – нацией.

Остальные составляющие проистекают из этого посыла:

Человек сознательный

Осознающий свою роль в окружающих событиях, ответственность, превышающую уровень обывателя (не связывающего логически стремления к самосохранению и продолжению рода с необходимостью сохранения и развития сообщества), готовый приносить в жертву личные удобства ради выбранной им в качестве цели общей задачи, в конечном итоге служащий надличностым идеалам.

Полагающий перманентную борьбу (в первую очередь политическую) необходимым условием их достижения.

Человек суверен (независимый)

Не поддающийся примитивному внушению, идеологической и психологической обработке, угрозе насилием. Имеющий возможности для реализации своего служения.

Человек совершенствующийся

Имеющий склонность к развитию как умственному, так и физическому.

Человек общественный

Осознающий себя как часть общества, имеющий надличностные идеалы, готовый в минуты наивысшей опасности интересы общества поставить выше своих личностных интересов.

Человек достигающий

Имеющий идеалы и желающий движения по пути их воплощения. Стремящийся и умеющий выстраивать причинно-следственные связи, последовательно выполнять избранную им самим задачу.

Человек счастливый

Каждый человек, имеющий смысл жизни, уже счастлив.

Стремления такого человека:

  • Самосохранение.
  • Продолжение рода.
  • Сохранение и развитие сообщества (нация, раса и т.д.).

Определив требуемый идеал, остается лишь представить общество, в котором система ориентиров и предпочтений не требует от человека извращения реальности и собственной личности. Более того, требует мобилизации и пробуждения.


Структура общества

Рассмотрение третье


Рассмотрение третье

Структура общества

Структурно общество состоит из специализированных групп, которые условно можно назвать сословиями. Каждое сословие состоит из ступеней (наподобие гильдейской купеческой системы в России XIX века). В каждом сословии количество ступеней может быть различным.

Каждый гражданин имеет различные права в зависимости не от того сословия, в котором он состоит, а от той ступени внутри сословия, на которой он находится. И таким образом находящиеся на высшей ступени, например, сословия военных и сословия крестьян или рабочих имеют одинаковые права.

Тем самым устраняется психологическое недовольство от нахождения в том, а не в другом сословии. С другой стороны, неравенство прав внутри сословия мотивирует человека на продвижение вверх по лестнице.

Переход между ступенями внутри сословия осуществляется на основе специальных интегрированных показателей, которые высчитываются для каждого человека индивидуально на протяжении всей его жизни. Таким образом т.н. «социальный лифт», т.е. движение человека между ступенями (этажами) его сословия, осуществляется волевыми усилиями самого человека. Такой интегрированный показатель называется социальным коэффициентом («капиталом»). Социальный коэффициент («капитал») может как увеличиваться, так и уменьшаться в течение жизни человека и тем самым осуществляется движение как вверх по социальной иерархии, так и вниз.

Это принципиальный момент, поскольку ни одна система до сих пор не давала решения вопроса о том, как снизить социальный статус человека, если он, например, является потомком родителей, стоящих высоко на социальной лестнице, но сам не отвечает требованиям для представителей этого социального этажа.

С детства членам общества прививается вкус к общественной жизни. Хотя участие в решениях государственных вопросов – удел высокоинтеллектуального меньшинства – при этом на местном уровне постоянно проходят различные выборы, референдумы, голосования и т.п. Чрезвычайно широко развито самоуправление. Граждане интересуется жизнью государства, внутренней и внешней политикой. Современный человек, который демонстративно не интересуется политикой, показался бы членам этого общества ущербным и непонятным.


Социальная иерархия и социальный капитал

Рассмотрение четвертое


Рассмотрение четвертое

Социальная иерархия и социальный капитал

В процессе жизнедеятельности каждый человек получает социальный коэффициент («капитал»), СК. Любые публичные действия человека оцениваются как положительным, так и отрицательным числом баллов. В итоге формируется интегрированный социальный коэффициент («капитал») – СК.

Первичный СК человека (от момента достижения им 5-летнего возраста) формируется на основе его биологических факторов, но в дальнейшем на значение СК всё в большей степени влияет степень саморазвития человека и участие его в деятельности на благо общества в целом (общественно-политическая деятельность).

Баллы начисляются автоматически в процессе жизнедеятельности. На каждого человека хранится досье в государственной базе данных.

Переход со ступени на ступень внутри социальной иерархии сословия осуществляется при наборе определённого числа баллов СК, т.е. внутри каждого слоя существует т.н. «коридор коэффициентов». При достижении верхнего порогового показателя коэффициента, человек автоматически переходит на более высокую ступень иерархи. Соответственно, если СК человека опускается ниже минимального порогового показателя, он опускается на предыдущий (нижний) этаж.

Отдельно стоит сословие элитариев, которое представляет из себя нечто вроде ордена. Элитарием может стать только человек, находящейся на высшей ступени своего сословия, набравший определённое значение СК.

Особая комиссия элитариев предлагает кандидату (набравшему нужный СК) выйти из своего сословия и войти в состав элитариев. Если человек принимает предложение, он выходит из своего сословия и в дальнейшем участвует только в функциях элиты, т.е. в сущности высшим государственным управлением.

Таким образом, элита формируется из действительно наилучших членов общества. Причём элитарием может стать и представитель условно высоких сословий (таких как учёные, военные, священники и т.п.), так и условно низких сословий (рабочие, крестьяне и т.п.). Термины «высокие и низкие сословия» взяты лишь для пояснения принципа в современном их значении. В обществе идеократического элитаризма ни одно из сословий (кроме элитариев) не будет высшим или низшим по отношению к любому другому сословию.

Дети элитариев при рождении получают некоторый положительный баланс СК. Дети элитариев поступают в специальные школы, в которых обучение – умственное и физическое – производится максимально интенсивно, почти на грани возможностей человека. Если ребёнок элитария с успехом заканчивает эту школу, то вливается в сословие элитариев. Однако если он покидает школу не закончив, то затем должен будет влиться в какое-либо иное сословие, но не в число элитариев. Тем самым предусматривается механизм выведения породы лучших людей. Те, кто не удовлетворяют высочайшим психофизическим критериям, из сословия выбраковываются.

При этом (при достижении соответствующего значения СК) регулярно в элитарии инкорпорируются лучшие люди других сословий. Выбраковка не соответствующих нужным характеристикам детей элитариев и приём внутрь сословия элитариев представителей верхних этажей других сословий, разрешает вопрос о деградации со временем элиты.

Элитарное сословие не должно костенеть и деградирующие потомки должны покидать его, а вливаться свежие сильные личности.


Государственное устройство

Рассмотрение пятое


Рассмотрение пятое

Государственное устройство

Государство является инструментом, которым высший слой элитариев осуществляет регулирование развития общества. Эта особенность отражена в названии – государство идеократического элитаризма. Государство будущего строится на основе «сотовой» структуры, состоящей из сословий.

Во главе государства будет стоять Верховный правитель (какой бы титул ему не был присвоен в итоге). Этот человек будет избираться из числа элитариев на неограниченный срок, но с определенной периодичностью (на общих основаниях) должен проходить специальную систему тестов, для исследования физической и интеллектуальной способности управлять страной.

При главе государства будет состоять Особый Совет в составе примерно 10-15 человек. Верховный Правитель и Особый Совет являются высшими органами власти государства и издают указы.

В случае необходимости собирается Государственный совет, в который входят высшие сановники государства.

Раз в год собирается Верховный Совет, как представительный орган всех сословий государства (в него избираются представители высших уровней каждого из сословий).

Чиновники государства, претендующие занять более высокую должность, должны сдавать экзамены на соответствие этой должности. В итоге должность занимается кандидатом, показавшим наилучшие показатели с учётом социального коэффициента («капитала») кандидатов.

Никакого специального органа, который будет заниматься изданием законов (т.н. парламент), в государстве идеократического элитаризма не будет. Все законы будут разрабатывать Верховный правитель, Государственный Совет и соответствующие министерства по представлению тех или иных профильных объединений элитариев и утверждаться на Совете Министров с участием Главы государства.

Судебная система будет независимой и должна обеспечивать полное равенство всех членов общества перед законом.

Основные функции государства – создание условий особого благоприятствования для приоритетного человеческого типа, обеспечение здоровья и развития нации (физического и духовного), обеспечение безопасности нации (от внешних и внутренних врагов), обеспечение конкурентных преимуществ нации по отношению к другим нациям:

  • Указание целей развития общества (придание смысла жизни).
  • Защита границ страны.
  • Правовая система.
  • Охрана внутреннего правопорядка.
  • Обеспечение системы образования и социальных лифтов.
  • Связь (в том числе и транспорт).
  • Обеспечение функционирования экономики в интересах общества в целом.
  • Формирование и защита государственных стандартов.

Политический строй в целом не является ни демократическим, ни тоталитарным. Такие понятия просто отсутствуют. Однако система управления является настраиваемой на обстоятельства. В спокойной для государства ситуации каждый гражданин пользуется широчайшей свободой и не ощущает на себе вмешательства высших иерархов. Однако при необходимости (война, глобальные катаклизмы, необходимость сверхрывка в развитии и т.п.) режим становится жёстко управляемым (тоталитарным). Но затем, после того, как форс-мажор миновал, из тоталитарного также быстро и автоматически он переходит в предыдущее состояние.

Периоды форс-мажора должны иметь обозримый период – в пределах нескольких лет максимум, а обычно не более года или нескольких месяцев. Некоторой аналогией такого «переключения» является институт диктаторов Римской империи. Однако в Древнем Риме диктаторы назначались лишь для ведения военных действий. В конструируемом же обществе высший правитель является таким диктатором изначально, но в стандартной ситуации он просто не использует свои диктаторские полномочия.

В целом соблюдается принцип – обычный гражданин должен как можно меньше ощущать присутствия высших иерархов.

Россия будущего станет унитарным русским государством.

По причине неизбежного включения этнически специфичных территорий, а так же того, что на территории России исторически проживают десятки различных народностей, будут существовать национально-культурные автономии с собственным устройством. Национально-культурные автономии формируются по принципу национально-пропорционального представительства.

Национально-культурные автономии подчиняются высшей государственной власти, но во всех прочих обстоятельствах живут в полном соответствии со своими историческими и религиозными традициями.

Общая численность населения России должна быть приведена к геополитическим реалиям с тем, чтобы собственными силами народа было возможно поддерживать экономику страны на высоком уровне и защищать страну от внешнего нашествия. Наиболее приемлемой представляется численность примерно 500 млн. человек.


Государство и общество

Рассмотрение шестое


Рассмотрение шестое

Государство и общество

Традиционным камнем преткновения для всех идеологий прошлого был вопрос о взаимодействии государства и общества. Одни идеологии провозглашают примат государственного над общественным, другие идеологии утверждают необходимость максимального ослабления государства в пользу т.н. гражданского общества. В итоге получаются либо авторитарные государства, либо государства, где государство испытывает давление тоталитарного общества (и часто подавляется им).

Идеология радикального реанимационизма предусматривает равную защиту общества от диктата государства, и защиту государства от диктата общества. Это достигается существованием в рамках единой страны как бы двух независимых структур — государственных и общественных. Государство возглавляет особый слой элитариев, отчего сам строй называется идеократическим элитаризмом. Общество состоит из всех остальных сословий. Общество не имеет прав и возможностей вмешиваться в деятельность элитариев, но элитарии не имеют право вмешиваться в дела общества за исключением узкого перечня вопросов, таких как обеспечение внутреннего правопорядка, выработка стандартов жизни, поддержание единой валюты, связи и транспортной системы. Внешняя политика полностью отдана в руки элитариев. Все остальные вопросы жизни общество решает самостоятельно.

Из этого необходимо вытекает, что в государстве будущего должны существовать развитые институты местного самоуправления.

Высший органом местного самоуправления должен быть Местный Совет, сочетающий в себе функции исполнительной и законодательной власти.

Местному совету должна подчиняться народная милиция, руководство которой должно быть выборным. Народная милиция – это народные вооружённые формирования, комплектующиеся по принципу добровольности и осуществляющие охрану своего района/населённого пункта.

Народная милиция должна комплектоваться из числа жителей района и заниматься патрулированием своего квартала. Начальник отряда милиции будет избираться жителями квартала из своего числа.

Возможно формирование национальной гвардии, как добровольного вооружённого формирования для экстренных случаев и зашиты общества от притязаний элитариев. В идеале большая часть взрослого мужского населения должна входить в национальную гвардию. Естественным образом это предполагает свободу владения и ношения личного оружия всеми совершеннолетними гражданами.

Третьим элементом местного самоуправления будет третейский суд.

Третейский судья также будет избираться из жителей квартала и его юрисдикция не будет идти далее того района, в котором он выбран. Таким образом народная милиция будет поддерживать общественный порядок в районе, а командир отряда милиции и третейский судья будут решать вопрос о наказании мелких правонарушителей.

При этом, однако, должна существовать и государственная полиция, в ведении которой находится борьба против тяжких и особо тяжких преступлений. Численность собственно полиции будет уменьшена, поскольку львиная доля забот (бытовые драки, мелкое воровство и т.п.) находятся в ведении народной милиции.

Одним из важных факторов устойчивого взаимодействия государства и общества, связующим звеном между государством и нацией, станет общенациональный и местный референдум. Референдум будет проводиться государством или местными органами власти перед принятием всех наиболее важных законов и постановлений, затрагивающих основы жизнедеятельности нации. Окончательное решение о принятии или непринятии закона или постановления, вынесенного на референдум, будет всё равно оставаться за правительством, но во всяком случае оно будет знать, как нация или население данной территории относится к этому закону. Равным образом правительство будет проводить общенациональные референдумы и по ряду других важных вопросов внутренней и внешней политики.

Для осуществления постоянной связи между обществом и государством, между сетью сословий и элитариями, будет учрежден институт Народного трибуната, представляющий собой интерфейс между государством и обществом.


Экономика

Рассмотрение седьмое


Рассмотрение седьмое

Экономика

Экономика – это одна из форм взаимодействия людей и людских обществ друг с другом. Существуют другие формы взаимодействия: политика, религия, идеология, искусство в конце концов. Нет ничего как-то особо принципиально выделяющего экономику от остальных форм взаимодействия.

С точки зрения буржуазии экономика является альфой и омегой всего и вся. Для буржуазии это естественно, поскольку вся её жизнь в той или иной степени строится вокруг торговых операций и вся система деятельности завязана на отношения, возникающие в процессе таких операций. И это становится характерным для буржуазного государства, то есть для государства, правящим классом которого является буржуазия. В других обществах существуют другие идеи существования, другие правящие классы, поэтому на передний план выдвигаются иные системы отношений.

Если мы говорим об обществе, в котором правят т.н. «лучшие люди» (элитарии), о не-буржуазном государстве, то соответственно экономика в таком обществе может играть только подчинённую, но никак не доминирующую роль. Экономика в таком обществе не может играть роль стержня, вокруг которого вертится вся политика, вся государственная и общественная жизнь.

Экономика в таком обществе играет лишь роль инструмента, для выполнения тех программ, которые начертали элитарии. И никак иначе.

Эти утверждения вовсе не означают, что экономика в жизни общества не имеет большого значения. Так смотреть на экономику также является ошибкой. Очень многие отношения людей – это чисто экономические отношения. Человек должен есть, пить, иметь жилище, отдыхать и развиваться, т.е. в целом вести жизнь на уровне, предоставляемом ему тем витком развития общества, который характерен для актуального в данный момент типа цивилизации. Для этого человек работает и получает деньги. Всё это в целом является экономическими отношениям в чистом виде, в которые люди вступают друг с другом практически каждый день. Это делает экономику весьма важной формой взаимоотношения людей. Отсюда же возникают и споры, связанные с влиянием экономики на изменение типа «человек».

Противопоставление государственной и частной собственности на средства производства, защиты и критика частного предпринимательства и т.п. с точки зрения влияния на человеческий вид, имеет древнюю историю. Но история позволяет сделать вывод, человек низких моральных устоев, который получает доступ к дополнительным материальным благам, будет вести себя плохо вне зависимости от того, какова форма собственности в государстве. И, наоборот, высший человек остаётся высшим вне зависимости от того, что вокруг него действуют частные торговцы и фабриканты. Таким образом вопрос сводится к тому, чтобы найти наиболее эффективную модель, а не продолжать пребывать в заблуждениях XIX века о том, что экономическая модель сама по себе способна менять человека как такового.

Поскольку в государстве идеократического элитаризма наверху общественной пирамиды стоят элитарии, то есть высшие люди, имеющие надличностные мотивы поведения, такое государство само по себе направлено на защиту общества как такового. Именно поэтому регулирование всей экономики должно осуществлять государство. Регулирование осуществляется путём издания государственных стандартов на те или иные виды экономической деятельности и строго государственного контроля за соблюдения этих стандартов всеми игроками на экономическом поле.

Государство не должно взваливать на себя обузу выполнения несвойственных ему функций. Из этого вовсе не следует, что в идеальном обществе должны быть какие-то «чисто государственные» или «чисто частные» виды экономической деятельности. Государство занимается теми видами экономической деятельности, в которой может показать наивысшую эффективность или которой не желают заниматься частные или общественные участники экономики. Во всех прочих сферах государство лишь издаёт государственные стандарты и следит за строгим их соблюдением.

Государство регулирует путём налогообложения развитие или, наоборот, блокировку тех сфер экономики, которые считает наиболее предпочтительными или, наоборот, достаточно развитыми. Кроме этого частные предприятия (в любой их форме) будет разрешено открывать только в том случае, если государственное присутствие в указанном секторе экономики недостаточное или же частный предприниматель, собирающийся войти в данный сектор, готов осуществлять свою деятельность на уровне, превышающем государственные стандарты.

Это простые и интуитивно понятные принципы. Они не работают и не могут работать в современном государстве хищнического паразитизма. Однако они естественным образом претворяются в жизнь в государстве, в котором элитарии, как высшее руководство, видят смысл своей деятельности не в создании непомерных материальных ценностей для своей семьи, а в служении обществу.


Радикальный реанимационизм и идеократический элитаризм

Рассмотрение восьмое

Рассмотрение восьмое

Радикальный реанимационизм и идеократический элитаризм

Наряду с индивидуальными личными социальными коэффициентами в государстве идеократического элитаризма существует Коэффициент здоровья нации (КЗН) и Коэффициент здоровья государства (КЗГ).

КЗН – совокупный коэффициент, который показывает степень физического, морального, психического и идеологического здоровья людей через интеграцию факторов, влияющих на эти показатели.

В КЗН в первую очередь включается уровень СК нации и основных критериев, на основе которых он исчисляется: относительную оценку состояния здравоохранения, потребительскую корзину граждан, среднюю продолжительность жизни, средний уровень жизни, количество потребляемого алкоголя на душу населения, количество уголовных преступлений, рождаемость, средний уровень СК на душу населения и т.п.

Коэффициент здоровья государства (КЗГ), в свою очередь должен рассчитываться на основе таких показателей, которые могли бы характеризовать живучесть государства, и то, насколько более привлекательно оно выглядит на фоне основных конкурентов на мировой арене в сфере экономики, обороноспособности страны, уровня развития науки и т.д. То есть КЗГ должен характеризовать оценку таких факторов как рост валового продукта на душу населения, уровень оснащённости армии, уровень инновационности экономики, уровень занятости, рост благосостояния населения, уровень образования населения, количество научных открытий в приоритетных направлениях и т.д., то есть всё то, что влияет на силу и конкурентоспособность государства на мировой арене в целом.

Совокупность коэффициентов КЗН и КЗГ формирует некую условную величину – совокупный Коэффициент здоровья (СКЗ), которая в идеале должна постоянно увеличиваться, или, в крайнем случае, не должна опускаться ниже заранее определённого «Критического уровня СКЗ».

В случае, когда СКЗ опускается ниже принятой минимальной величины «критического уровня СКЗ», запускается алгоритм, по которому страна (или отрасль, район и т.д.) переходит в Режим Реанимации (РР).

С точки зрения периодичности, существуют плановый и внеплановый режимы реанимации. С точки зрения локализации существует тотальный или отраслевой режимы реанимации.

Комбинация этих режимов составляют четыре типа:

  1. Режим тотальная внеплановой реанимации. Это самый тяжёлый вид реанимации страны, представляющий, фактически, режим чрезвычайных мер по спасению государства от катастрофы.
  2. Режим тотальной плановой реанимации принимается высшими лицами государства в чрезвычайных, но не катастрофических обстоятельствах, например для необходимости «технологического рывка» и т.п.
  3. Режим отраслевой плановой реанимации вводится в локальных районах или отраслях экономики для «подтягивания» их до общего уровня по государству в целом.
  4. Режим отраслевой внеплановой реанимации представляет собой вариант отраслевой плановой реанимации, но применяется в случаях непредсказуемого снижения отдельных показателей тех или иных подсистем государства.